Вычисляемый вопрос

Вычисляемые вопросы позволяют создавать индивидуальные числовые вопросы, используя подстановочные знаки в фигурных скобках, которые заменяются индивидуальными значениями при прохождении теста. В результате каждому тестируемому предъявляется свой вариант задания, а преподаватель избавлен от необходимости создавать множество вариантов одного и того же задания.

Ключевыми понятиями вычисляемого вопроса являются подстановочные знаки и наборы данных.

  • Подстановочными знаками являются латинские буквы, набор букв и цифр, английские слова или слова на латинице, заключенные в фигурные скобки. Например, {a}, {b}, {v0}, {v1}, {t}, {zatraty}, {Rentab} и т. п. Они используются как в формулировке задания, так и при конструировании вариантов ответа.

  • В процессе создания вопроса каждому подстановочному знаку ставится в соответствие определенный набор данных.

При отображении вопроса тестируемому на месте подстановочных знаков будут предъявлены значения из соответствующих наборов данных.

Поскольку основная цель вычисляемого вопроса заключается в создании нескольких версий вопроса с различными числовыми значениями, то вычисляемый вопрос должен иметь как минимум один подстановочный знак в одном из ответов.

Подстановочные знаки с набором данных могут быть общими или частными. Общие подстановочные знаки могут использоваться в любых вопросах категории, частные – только в одном вопросе.

Использование общего набора данных позволяет сэкономить время при создании большого количества аналогичных вычисляемых вопросов.


Видео-инструкция

Готовится


Краткая инструкция (новая версия)

  1. Зайдите на главную страницу нужного вам курса (щелкните мышкой по названию курса в списке доступных курсов).
  2. На странице курса в перечне вкладок разверните список «Дополнительно» и выберите вкладку «Банк вопросов».
  3. Из выпадающего списка с названиями категорий Банка вопросов выберите категорию, к которой будет относиться создаваемый вопрос.
  4. Нажмите кнопку «Создать новый вопрос…».
  5. В открывшемся окне выберите тип вопроса «Вычисляемый». Нажмите кнопку «Добавить».
  6. В поле «Название вопроса» впечатайте краткое название вопроса, по которому вы сможете легко его найти в категории Банке вопросов.
  7. В поле «Текст вопроса» напишите текст вопроса, содержащий подстановочные знаки, в которые при каждом тестировании будут подставляться случайные значения из указанных вами диапазонов. Задайте балл по умолчанию за правильное выполнение задания. При необходимости добавьте комментарии в поле «Общий отзыв к вопросу», настройте штрафные проценты и подсказки на каждую новую попытку выполнения задания.
  8. В разделе «Ответы» введите формулу для вычисления правильного ответа, установите (в процентах) оценку, которая соответствует заполняемому варианту ответа, погрешность и параметры отображения ответа (количество знаков после запятой), отзыв на ответ. С помощью кнопки «Добавить вариант ответа» добавьте нужное число вариантов ответа и заполните их настройки.
  9. В разделе «Оперирование размерностью» выберите один из трех вариантов использования единиц измерения, заполните доступные для настройки поля: штраф за неверно выбранную единицу измерения; возможные способы ввода единиц измерения; расположение единиц измерения; количество вариантов единиц измерения с настройкой множителей для каждого варианта.
  10. В разделе «Несколько попыток» настройте подсказки и штрафы за неправильные попытки, если вы используете тесты в обучающем режиме.
  11. Сохраните созданный вопрос с помощью кнопки «Сохранить» внизу страницы и приступайте далее к настройкам подстановочных знаков.
  12. На открывшейся странице установите свойства набора данных для каждого подстановочного знака и синхронизацию (при использовании данных из общих наборов в других вопросах теста). Нажмите кнопку «Следующая страница» для перехода к редактированию набора данных.
  13. На странице редактирования набора данных для каждого подстановочного знака задайте диапазоны значений, количество десятичных знаков, тип распределения.
  14. Нажмите кнопку «Сохранить», если вы закончили редактирование набора значений и хотите закончить редактирование вопроса.
  15. С помощью пиктограммы в виде лупы просмотрите добавленное задание, при необходимости внесите корректировки.

При затруднениях с любыми настройками (штрафов, множителей, отзывов и т.п.) воспользуйтесь пояснениями, которые появляются во всплывающем окне при щелчке мышкой по пиктограмме со знаком вопроса.


Подробная инструкция (новая версия)

  1. Зайдите на главную страницу нужного вам курса (щелкните по названию курса в списке доступных курсов). Зайдите на главную страницу нужного вам курса

  2. На странице курса в перечне вкладок разверните список «Дополнительно» и выберите вкладку «Банк вопросов». Разверните список «Дополнительно» и выберите вкладку «Банк вопросов

  3. На загрузившейся странице из выпадающего списка с названиями категорий Банка вопросов выберите категорию, к которой будет относиться создаваемый вопрос. Если нужной категории нет, её необходимо создать в разделе «Категории» на странице Банка вопросов. Выберите категорию из списка

  4. Затем нажмите кнопку «Создать новый вопрос…» Нажмите кнопку «Создать новый вопрос…»

  5. В открывшемся окне выберите тип вопроса «Вычисляемый» и нажмите кнопку «Добавить». 5.    В открывшемся окне выберите тип вопроса «Вычисляемый» и нажмите кнопку «Добавить».

  6. Далее открывается страница для создания нового вопроса выбранного типа. Категорию для размещения задания, выбранную на шаге 3, при необходимости можно изменить. Впечатайте в соответствующее поле название вопроса, по которому вы сможете легко его найти в списке вопросов категории.

  7. В поле «Текст вопроса» впечатайте текст, содержащий подстановочные знаки, в которые при каждом тестировании будут подставляться случайные значения из указанных вами диапазонов. Подстановочными знаками являются латинские буквы, набор букв или слова на латинице, заключенные в фигурные скобки. Например, текст задания на вычисление площади трапеции может быть таким:

Площадь трапеции с основаниями a={a} и b={b} и высотой h= {h} равна: или Площадь трапеции с основаниями a={a} см и b={b} см и высотой h= {h}см равна ____ см2.

При выполнении теста вместо подстановочных знаков {a}, {b} и {h} будут предъявлены значения из соответствующих наборов данных, а во втором варианте вместо черты появится окошко для ввода ответа с клавиатуры.

Пример текста вопроса с единицами измерения Пример текста вопроса с единицами измерений

Пример текста вопроса без единиц измерения Пример текста вопроса без единиц измерения

Балл по умолчанию за полностью правильно выполненное задание можно изменить или оставить равным 1.

Cтатус вопроса установите «Готов», если планируете сразу использовать задание в тесте, или – «Черновик», если задание требует доработки.

Общий отзыв к вопросу пишется по желанию преподавателя. Общий отзыв отображается студенту после того, как он попытался ответить на вопрос, и может содержать, например, ссылку на дополнительную информацию, которую рекомендуется использовать для понимания вопроса.

  1. В разделе «Ответы» необходимо ввести формулу для вычисления правильного ответа. Формула должна содержать, как минимум, один подстановочный знак, используемый в тексте вопроса. Формула может включать следующие операции: сложение (+), вычитание (–), умножение (*), деление (/) и остаток от деления (%), а также некоторые математические функции языка PHP.

Подробности об использовании функций языка PHP можно найти в документации на русском языке на официальном сайте PHP .

Формулы набираются примерно так, как мы вводим их в калькуляторе. Исключением является экспонента, где икс в кубе вводится не как {x}^3, а в виде pow({x}, 3)

Подстановочные знаки могут быть аргументами функций, в этих случаях при заполнении формулы их нужно заключать в круглые скобки, например: sin({a}) + cos({b}).

Настройка формулы

Справа от формулы, из выпадающего списка необходимо выбрать оценку, которая соответствует заполняемому варианту ответа. Как минимум один вариант ответа должен иметь оценку 100 %, т. е. быть абсолютно правильным. Дополнительные варианты в этом случае можно не заполнять.

При необходимости можно добавить с помощью соответствующей кнопки несколько вариантов ответа и настроить их как частично правильные, установив оценки от 5 % до 90 %.

Добавляя несколько частично правильных вариантов ответа, закладывая в формулы для них типичные ошибки и указывая соответствующий комментарий в поле «Отзыв», можно создать хороший обучающий тест.

Если вы хотите принимать ответы с определенной погрешностью, то в поле «Погрешность ±» укажите ее значение и тип: относительная, номинальная или геометрическая. Если погрешность = t, верный ответ = x и разница между ответом пользователя и верным ответом = dx, то погрешность определяется так:

  • номинальная (абсолютная) – ответ верный, если dx ≤ t
  • относительная – ответ верный, если dx / x ≤ t
  • геометрическая – ответ верный, если dx² / x² ≤ t²

Пример расчета разных типов погрешностей

Если мы укажем, что верным ответом на вопрос будет 200 и установим погрешность в 0.5, то различные погрешности будут работать по-разному:

  • Номинальная: это простейший тип погрешности, но не очень гибкий. Верный ответ должен быть между 199.5 и 200.5 (200 ± 0.5). Этот тип может использоваться, если величины разных правильных ответов не сильно отличаются.
  • Относительная: допустимый промежуток будет вычислен путем умножения верного ответа на 0.5 (в нашем случае это даст 100). Таким образом, верным ответом будет считаться значение в диапазоне между 100 и 300 (200±100). Этот тип погрешности используется, если величина правильного ответа может сильно отличаться при различных значениях, подставленных в формулу.
  • Геометрическая: верхний предел допустимого интервала вычисляется как 200 + 0.5*200, то есть так же, как и для относительной погрешности. Нижний предел рассчитывается как 200/(1 + 0.5). То есть правильный ответ, в таком случае, должен быть между 133.33 и 300. Этот тип погрешности задается для сложных вычислений, где нужно использовать большую относительную погрешность (в 1 и более) для верхнего предела, но, при этом, она не приемлема для нижнего предела, поскольку это сделает ноль правильным ответом для всех случаев.

После настройки погрешности укажите, с какой точностью система должна отображать ответ: количество знаков после запятой или значимых цифр.

В поле «Отзыв» укажите, если это необходимо, комментарий, который отобразится тестируемому после введения ответа.

  1. В разделе «Оперирование размерностью» по умолчанию установлено «Единицы измерения не используются вообще. Оценивается только числовой ответ». В этом случае все остальные поля неактивны и, соответственно, настройки для них не нужны.

При необходимости единицы измерения можно включить непосредственно в текст задания, например: Площадь прямоугольника со сторонами a={a} см и b={b} см равна __ см2.

Тестируемому нужно впечатать в окошко только числовой ответ, а в настройках задания единицы измерения не используются. в настройках задания единицы измерения не используются.

При необходимости можно установить введение единиц измерения как необязательное (не влияющее на оценку), так и обязательное (с оцениванием). При выборе последнего варианта становятся доступными для настройки следующие поля:

  1. штраф за неверно выбранную единицу измерения;
  2. возможные способы ввода единиц измерения: с клавиатуры в текстовое поле, выбор из раскрывающегося меню или из набора переключателей;
  3. расположение единиц измерения: слева или справа от числового ответа;
  4. количество вариантов единиц измерения с настройкой множителей для каждого варианта.

в настройках задания единицы измерения используются

С помощью соответствующей кнопки можно добавить несколько единиц измерения в вариантах ответов (кг, г, мг; см, м, км и т.п.) и установить для них соответствующие множители: 0,01; 0,1; 10; 100; 1000 и т.п.).

Например, если указать единицу измерения Вт и правильный ответ 5500, то правильными будут считаться ответы «5500Вт» и «5500». Если к этому добавить еще единицу измерения «кВт» с множителем «0.001», то правильными ответами будут считаться «5500», «5500Вт», «5.5кВт». Обратите внимание, что для погрешности тоже применяются множители, т.е. в этом случае погрешность 100Вт будет равнозначна 0.1кВт. По умолчанию установлен множитель 1,0 и к нему нужно только указать размерность.

Единицы измерения в ответах должны быть написаны студентами без пробелов от соответствующего числового значения (например, 5500Вт). Предупредите об этом своих студентов в тексте вопроса при использовании единиц измерения!

  1. В разделе «Несколько попыток» на усмотрение преподавателя настраиваются подсказки и штрафы за неправильные попытки.

Штраф может использоваться в тестах, работающих в обучающем режиме. В этом режиме студенту разрешено несколько раз отвечать на вопрос в рамках одной попытки. При каждом неправильном ответе из его результирующих баллов за этот вопрос будет вычитаться указанная в процентах доля максимальной оценки. Настройка штрафов

  1. После заполнения всех обязательных полей нажмите кнопку «Сохранить» внизу страницы. нажмите кнопку «Сохранить»

Если в настройках формулы или оформлении подстановочных знаков имеются ошибки, система их обнаружит и выдаст подсказки. Если первый этап выполнен верно, после нажатия кнопки «Сохранить» загружается следующая страница для настройки подстановочных знаков.

  1. На открывшейся странице необходимо установить свойства набора данных для каждого подстановочного знака: использовать новый общий набор данных или ранее применяемый в других вопросах частный набор.

При использовании данных из общих наборов в других вопросах теста необходимо включить их синхронизацию, чтобы получить одинаковые значения по всем вопросам в тесте.

Например, одно и то же значение радиуса {radius} используется в первом вопросе на вычисление площади круга, а во втором – на вычисление длины окружности. Когда тест будет показан студенту, в результате синхронизации данных два разных вопроса будут содержать одинаковое значение {radius}.

Синхронизация будет работать только в том случае, если вопросы хранятся в одной категории и имеют одинаковое количество наборов данных. Для отдельных, не связанных между собой вопросов данные синхронизировать не нужно.

свойства набора данных для каждого подстановочного знака

Нажмите кнопку «Следующая страница» для перехода к редактированию набора данных.

  1. На странице редактирования набора данных представлена таблица с перечнем используемых подстановочных знаков и их характеристиками.

Сначала проверяется и редактируется один добавляемый вариант вычисляемого вопроса: для каждого подстановочного знака настраиваются диапазоны значений, количество десятичных знаков, тип распределения – равномерный (в пределах диапазона) или логарифмический (чаще генерируются значения из нижней области диапазона).

редактирование набора данных

В разделе «Параметры погрешности ответов» необходимо еще раз внимательно проверить заданные ранее значения для типа погрешности и формата отображения правильного ответа, в частности, количество знаков после запятой.

Часто именно из-за некорректности этих настроек система выдает ошибку, сообщая о том, что правильный ответ не укладывается в диапазон погрешности. В этом случае нужно в зависимости от содержания задания выбрать, что является оптимальным – изменение типа погрешности (например, с относительной на номинальную) или количества отображаемых знаков после запятой.

После внесения корректировок в настройки необходимо нажать кнопку «Обновить параметры погрешности ответов», добиваясь попадания правильного ответа в заданный диапазон.

Пример настройки относительной погрешности Настройка погрешности относительной

Пример настройки номинальной погрешности Настройка погрешности номинальной

В разделе добавления вариантов система предупреждает, что необходимо добавить не менее одного набора значений подстановочного знака (знаков) прежде, чем вы сможете сохранить этот вопрос. Здесь возможно:

  1. добавление нового варианта вопроса, с другими настройками диапазонов, параметров погрешности и т. д.;
  2. генерирование нескольких (от 1 до 100) наборов подстановочных знаков для уже настроенного варианта вопроса. Добавление вариантов

В первом случае нужно нажать кнопку «Получить новый добавленный вариант» и выполнить для него вышеописанные настройки.

Во втором случае выбрать из выпадающего списка 1 или 10, 20 и т.д. новых наборов значений подстановочных знаков и нажать на кнопку «Добавить». Указанное количество значений с заданными параметрами в данном диапазоне будет сгенерировано автоматически. Вверху страницы в соответствующем столбце таблицы появляется количество добавленных вариантов наборов. Вверху страницы в соответствующем столбце таблицы появляется количество добавленных вариантов наборов

Внизу страницы будет отображен один (последний) вариант. Для просмотра всех или нескольких сгенерированных вариантов нужно нажать кнопку «Отобразить» с соответствующим заданным числом вариантов из выпадающего списка. Для просмотра всех или нескольких сгенерированных вариантов нужно нажать кнопку «Отобразить»

Для удаления лишних вариантов набора значений подстановочных знаков необходимо из раскрывающегося списка выбрать, какое их количество вы хотите удалить, и нажать кнопку «Удалить». Будет удалено указанное количество последних вариантов.

  1. Нажмите кнопку «Сохранить», если вы закончили редактирование набора значений и хотите закончить редактирование вопроса.

После сохранения задание отображается в категории Банка вопросов в следующем виде: После сохранения задание отображается в категории Банка вопросов в следующем виде

Вычисляемые вопросы имеют свою характерную пиктограмму, по которой их легко найти в общем списке.

Справа от названия задания имеется выпадающий список различных действий, дающих возможность редактирования, создания копии вопроса (дублирования), предварительного просмотра и удаления вопроса.  выпадающий список различных действий

При необходимости вы всегда сможете вернуться к редактированию как различных параметров этого вопроса, так и набора значений для подстановочных знаков.

  1. При просмотре вычисляемый вопрос внешне практически не отличается от числового вопроса. Просмотр вычисляемого вопроса

Принципиальное отличие вычисляемого вопроса от числового состоит в его содержании: при каждом новом предъявлении (попытке) одного и того же задания исходные данные в нем будут разные. Затратив время на тщательную разработку одного вычисляемого вопроса, преподаватель фактически создает большое количество индивидуальных вариантов этого задания, что позволяет в дальнейшем точнее осуществлять контроль усвоения знаний учащимися.

Примеры вычисляемых вопросов

Пример 1. Задание из курса теоретической механики Пример 1. Задание из курса теоретической механики Пример 1. Задание из курса теоретической механики Пример 1. Задание из курса теоретической механики

Пример 2. Задание из курса теоретической механики

Пример 2. Задание из курса теоретической механики

Пример 3. Задание из курса «Экономика предприятия» Пример 3. Задание из курса «Экономика предприятия» Пример 3. Задание из курса «Экономика предприятия» Пример 3. Задание из курса «Экономика предприятия»

Пример 4. Задание из курса «Экономика предприятия» Пример 4. Задание из курса «Экономика предприятия»