Вычисляемые вопросы позволяют создавать индивидуальные числовые вопросы, используя подстановочные знаки в фигурных скобках, которые заменяются индивидуальными значениями при прохождении теста. В результате каждому тестируемому предъявляется свой вариант задания, а преподаватель избавлен от необходимости создавать множество вариантов одного и того же задания.
Ключевыми понятиями вычисляемого вопроса являются подстановочные знаки и наборы данных.
Подстановочными знаками являются латинские буквы, набор букв и цифр, английские слова или слова на латинице, заключенные в фигурные скобки. Например, {a}, {b}, {v0}, {v1}, {t}, {zatraty}, {Rentab} и т. п. Они используются как в формулировке задания, так и при конструировании вариантов ответа.
В процессе создания вопроса каждому подстановочному знаку ставится в соответствие определенный набор данных.
При отображении вопроса тестируемому на месте подстановочных знаков будут предъявлены значения из соответствующих наборов данных.
Поскольку основная цель вычисляемого вопроса заключается в создании нескольких версий вопроса с различными числовыми значениями, то вычисляемый вопрос должен иметь как минимум один подстановочный знак в одном из ответов.
Подстановочные знаки с набором данных могут быть общими или частными. Общие подстановочные знаки могут использоваться в любых вопросах категории, частные – только в одном вопросе.
Использование общего набора данных позволяет сэкономить время при создании большого количества аналогичных вычисляемых вопросов.
Готовится
При затруднениях с любыми настройками (штрафов, множителей, отзывов и т.п.) воспользуйтесь пояснениями, которые появляются во всплывающем окне при щелчке мышкой по пиктограмме со знаком вопроса.
Зайдите на главную страницу нужного вам курса (щелкните по названию курса в списке доступных курсов).
На странице курса в перечне вкладок разверните список «Дополнительно» и выберите вкладку «Банк вопросов».
На загрузившейся странице из выпадающего списка с названиями категорий Банка вопросов выберите категорию, к которой будет относиться создаваемый вопрос. Если нужной категории нет, её необходимо создать в разделе «Категории» на странице Банка вопросов.
Затем нажмите кнопку «Создать новый вопрос…»
В открывшемся окне выберите тип вопроса «Вычисляемый» и нажмите кнопку «Добавить».
Далее открывается страница для создания нового вопроса выбранного типа. Категорию для размещения задания, выбранную на шаге 3, при необходимости можно изменить. Впечатайте в соответствующее поле название вопроса, по которому вы сможете легко его найти в списке вопросов категории.
В поле «Текст вопроса» впечатайте текст, содержащий подстановочные знаки, в которые при каждом тестировании будут подставляться случайные значения из указанных вами диапазонов. Подстановочными знаками являются латинские буквы, набор букв или слова на латинице, заключенные в фигурные скобки. Например, текст задания на вычисление площади трапеции может быть таким:
Площадь трапеции с основаниями a={a} и b={b} и высотой h= {h} равна: или Площадь трапеции с основаниями a={a} см и b={b} см и высотой h= {h}см равна ____ см2.
При выполнении теста вместо подстановочных знаков {a}, {b} и {h} будут предъявлены значения из соответствующих наборов данных, а во втором варианте вместо черты появится окошко для ввода ответа с клавиатуры.
Пример текста вопроса с единицами измерения
Пример текста вопроса без единиц измерения
Балл по умолчанию за полностью правильно выполненное задание можно изменить или оставить равным 1.
Cтатус вопроса установите «Готов», если планируете сразу использовать задание в тесте, или – «Черновик», если задание требует доработки.
Общий отзыв к вопросу пишется по желанию преподавателя. Общий отзыв отображается студенту после того, как он попытался ответить на вопрос, и может содержать, например, ссылку на дополнительную информацию, которую рекомендуется использовать для понимания вопроса.
Подробности об использовании функций языка PHP можно найти в документации на русском языке на официальном сайте PHP .
Формулы набираются примерно так, как мы вводим их в калькуляторе. Исключением является экспонента, где икс в кубе вводится не как {x}^3, а в виде pow({x}, 3)
Подстановочные знаки могут быть аргументами функций, в этих случаях при заполнении формулы их нужно заключать в круглые скобки, например: sin({a}) + cos({b}).
Справа от формулы, из выпадающего списка необходимо выбрать оценку, которая соответствует заполняемому варианту ответа. Как минимум один вариант ответа должен иметь оценку 100 %, т. е. быть абсолютно правильным. Дополнительные варианты в этом случае можно не заполнять.
При необходимости можно добавить с помощью соответствующей кнопки несколько вариантов ответа и настроить их как частично правильные, установив оценки от 5 % до 90 %.
Добавляя несколько частично правильных вариантов ответа, закладывая в формулы для них типичные ошибки и указывая соответствующий комментарий в поле «Отзыв», можно создать хороший обучающий тест.
Если вы хотите принимать ответы с определенной погрешностью, то в поле «Погрешность ±» укажите ее значение и тип: относительная, номинальная или геометрическая. Если погрешность = t, верный ответ = x и разница между ответом пользователя и верным ответом = dx, то погрешность определяется так:
Пример расчета разных типов погрешностей
Если мы укажем, что верным ответом на вопрос будет 200 и установим погрешность в 0.5, то различные погрешности будут работать по-разному:
После настройки погрешности укажите, с какой точностью система должна отображать ответ: количество знаков после запятой или значимых цифр.
В поле «Отзыв» укажите, если это необходимо, комментарий, который отобразится тестируемому после введения ответа.
При необходимости единицы измерения можно включить непосредственно в текст задания, например: Площадь прямоугольника со сторонами a={a} см и b={b} см равна __ см2.
Тестируемому нужно впечатать в окошко только числовой ответ, а в настройках задания единицы измерения не используются.
При необходимости можно установить введение единиц измерения как необязательное (не влияющее на оценку), так и обязательное (с оцениванием). При выборе последнего варианта становятся доступными для настройки следующие поля:
С помощью соответствующей кнопки можно добавить несколько единиц измерения в вариантах ответов (кг, г, мг; см, м, км и т.п.) и установить для них соответствующие множители: 0,01; 0,1; 10; 100; 1000 и т.п.).
Например, если указать единицу измерения Вт и правильный ответ 5500, то правильными будут считаться ответы «5500Вт» и «5500». Если к этому добавить еще единицу измерения «кВт» с множителем «0.001», то правильными ответами будут считаться «5500», «5500Вт», «5.5кВт». Обратите внимание, что для погрешности тоже применяются множители, т.е. в этом случае погрешность 100Вт будет равнозначна 0.1кВт. По умолчанию установлен множитель 1,0 и к нему нужно только указать размерность.
Единицы измерения в ответах должны быть написаны студентами без пробелов от соответствующего числового значения (например, 5500Вт). Предупредите об этом своих студентов в тексте вопроса при использовании единиц измерения!
Штраф может использоваться в тестах, работающих в обучающем режиме. В этом режиме студенту разрешено несколько раз отвечать на вопрос в рамках одной попытки. При каждом неправильном ответе из его результирующих баллов за этот вопрос будет вычитаться указанная в процентах доля максимальной оценки.
Если в настройках формулы или оформлении подстановочных знаков имеются ошибки, система их обнаружит и выдаст подсказки. Если первый этап выполнен верно, после нажатия кнопки «Сохранить» загружается следующая страница для настройки подстановочных знаков.
При использовании данных из общих наборов в других вопросах теста необходимо включить их синхронизацию, чтобы получить одинаковые значения по всем вопросам в тесте.
Например, одно и то же значение радиуса {radius} используется в первом вопросе на вычисление площади круга, а во втором – на вычисление длины окружности. Когда тест будет показан студенту, в результате синхронизации данных два разных вопроса будут содержать одинаковое значение {radius}.
Синхронизация будет работать только в том случае, если вопросы хранятся в одной категории и имеют одинаковое количество наборов данных. Для отдельных, не связанных между собой вопросов данные синхронизировать не нужно.
Нажмите кнопку «Следующая страница» для перехода к редактированию набора данных.
Сначала проверяется и редактируется один добавляемый вариант вычисляемого вопроса: для каждого подстановочного знака настраиваются диапазоны значений, количество десятичных знаков, тип распределения – равномерный (в пределах диапазона) или логарифмический (чаще генерируются значения из нижней области диапазона).
В разделе «Параметры погрешности ответов» необходимо еще раз внимательно проверить заданные ранее значения для типа погрешности и формата отображения правильного ответа, в частности, количество знаков после запятой.
Часто именно из-за некорректности этих настроек система выдает ошибку, сообщая о том, что правильный ответ не укладывается в диапазон погрешности. В этом случае нужно в зависимости от содержания задания выбрать, что является оптимальным – изменение типа погрешности (например, с относительной на номинальную) или количества отображаемых знаков после запятой.
После внесения корректировок в настройки необходимо нажать кнопку «Обновить параметры погрешности ответов», добиваясь попадания правильного ответа в заданный диапазон.
Пример настройки относительной погрешности
Пример настройки номинальной погрешности
В разделе добавления вариантов система предупреждает, что необходимо добавить не менее одного набора значений подстановочного знака (знаков) прежде, чем вы сможете сохранить этот вопрос. Здесь возможно:
В первом случае нужно нажать кнопку «Получить новый добавленный вариант» и выполнить для него вышеописанные настройки.
Во втором случае выбрать из выпадающего списка 1 или 10, 20 и т.д. новых наборов значений подстановочных знаков и нажать на кнопку «Добавить». Указанное количество значений с заданными параметрами в данном диапазоне будет сгенерировано автоматически. Вверху страницы в соответствующем столбце таблицы появляется количество добавленных вариантов наборов.
Внизу страницы будет отображен один (последний) вариант. Для просмотра всех или нескольких сгенерированных вариантов нужно нажать кнопку «Отобразить» с соответствующим заданным числом вариантов из выпадающего списка.
Для удаления лишних вариантов набора значений подстановочных знаков необходимо из раскрывающегося списка выбрать, какое их количество вы хотите удалить, и нажать кнопку «Удалить». Будет удалено указанное количество последних вариантов.
После сохранения задание отображается в категории Банка вопросов в следующем виде:
Вычисляемые вопросы имеют свою характерную пиктограмму, по которой их легко найти в общем списке.
Справа от названия задания имеется выпадающий список различных действий, дающих возможность редактирования, создания копии вопроса (дублирования), предварительного просмотра и удаления вопроса.
При необходимости вы всегда сможете вернуться к редактированию как различных параметров этого вопроса, так и набора значений для подстановочных знаков.
Принципиальное отличие вычисляемого вопроса от числового состоит в его содержании: при каждом новом предъявлении (попытке) одного и того же задания исходные данные в нем будут разные. Затратив время на тщательную разработку одного вычисляемого вопроса, преподаватель фактически создает большое количество индивидуальных вариантов этого задания, что позволяет в дальнейшем точнее осуществлять контроль усвоения знаний учащимися.
Пример 1. Задание из курса теоретической механики
Пример 2. Задание из курса теоретической механики
Пример 3. Задание из курса «Экономика предприятия»
Пример 4. Задание из курса «Экономика предприятия»