Требования к формулировкам тестовых заданий

Достоверность результатов тестирования в значительной степени обусловлена качеством составления тестовых заданий как с точки зрения их содержания, так и формы представления, корректности формулировок.

Специфичность формы тестовых заданий для компьютерного тестирования заключается в том, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утвердительных высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов.

Использование традиционных вопросов в качестве тестовых заданий (особенно для тестирования online) нетехнологично и поэтому их лучше не включать в тест.


Типичные ошибки при формулирове тестовых заданий (ТЗ)

  1. Формулировка ТЗ в вопросительной форме
  2. Повелительная форма формулировки ТЗ
  3. Лишние слова в формулировке задания, громоздкая и трудно воспринимаемая конструкция ТЗ
  4. Повторяющиеся слова в вариантах ответа
  5. Грамматическая несогласованность формулировки задания и вариантов ответа
  6. Правильный ответ резко отличается от остальных
  7. Наличие явной или скрытой подсказки в тексте задания или правильного ответа
  8. Варианты ответа неравнозначны
  9. Недостаточное количество вариантов ответа
  10. Отсутствие неверных вариантов ответа (правильный ответ – «Все ответы верны»)
  11. Отсутствие верных вариантов ответа (правильный ответ – «Нет правильного ответа»)
  12. Ключевое слово находится не на первом месте в формулировке задания
  13. Использование отрицания в формулировке ТЗ
  14. Начало формулировки ТЗ с предлога, вводных слов и конструкций

Рекомендации к формулированию тестовых заданий

  1. Лишние слова, не несущие смысловой нагрузки, должны быть из формулировки ТЗ исключены. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается!

  2. Повторяющиеся слова и фразы из ответов желательно перенести в задание («лучше длинное задание и короткие ответы, чем наоборот»).

При этом ключевое слово, в котором состоит суть задания, рекомендуется помещать в начало формулировки ТЗ. Формулировки заданий в вопросительной или повелительной форме практически всегда оказываются длиннее их повествовательных аналогов.

Сравните количество слов в следующих формулировках одного и того же тестового задания: Сравните количество слов в следующих формулировках одного и того же тестового задания

  1. Обязательным является соблюдение грамматической согласованности частей задания, а также – единого стиля оформления заданий, входящих в один тест.

  2. При каждом предъявлении тестового задания порядок расположения элементов может изменяться, поэтому элементы группы (т.е. задания и варианты ответа) не нумеруются.

  3. Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.

  4. Форма ТЗ должна быть узнаваемой и не требовать дополнительных пояснений по способу ввода тестируемым заключения.

  5. Общее количество заданий в тесте (база теста) должно превышать предполагаемую длину теста (выборку) как минимум в 10 раз. Например, если для прохождения тестирования предлагается 15 ТЗ, то база теста должна быть не менее 150 ТЗ. Только в этом случае каждому тестируемому будет предъявлен индивидуальный тест.

  6. Время для восприятия одного задания с монитора компьютера, обдумывания и выбора правильного ответа должно составлять приблизительно одну минуту.

Задания, требующие выполнения сложных многоступенчатых расчетов, на выполнение которых необходимо затратить не менее 5–10 минут, для компьютерного тестирования малопригодны.