Достоверность результатов тестирования в значительной степени обусловлена качеством составления тестовых заданий как с точки зрения их содержания, так и формы представления, корректности формулировок.
Специфичность формы тестовых заданий для компьютерного тестирования заключается в том, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утвердительных высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов.
Использование традиционных вопросов в качестве тестовых заданий (особенно для тестирования online) нетехнологично и поэтому их лучше не включать в тест.
Лишние слова, не несущие смысловой нагрузки, должны быть из формулировки ТЗ исключены. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается!
Повторяющиеся слова и фразы из ответов желательно перенести в задание («лучше длинное задание и короткие ответы, чем наоборот»).
При этом ключевое слово, в котором состоит суть задания, рекомендуется помещать в начало формулировки ТЗ. Формулировки заданий в вопросительной или повелительной форме практически всегда оказываются длиннее их повествовательных аналогов.
Сравните количество слов в следующих формулировках одного и того же тестового задания:
Обязательным является соблюдение грамматической согласованности частей задания, а также – единого стиля оформления заданий, входящих в один тест.
При каждом предъявлении тестового задания порядок расположения элементов может изменяться, поэтому элементы группы (т.е. задания и варианты ответа) не нумеруются.
Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.
Форма ТЗ должна быть узнаваемой и не требовать дополнительных пояснений по способу ввода тестируемым заключения.
Общее количество заданий в тесте (база теста) должно превышать предполагаемую длину теста (выборку) как минимум в 10 раз. Например, если для прохождения тестирования предлагается 15 ТЗ, то база теста должна быть не менее 150 ТЗ. Только в этом случае каждому тестируемому будет предъявлен индивидуальный тест.
Время для восприятия одного задания с монитора компьютера, обдумывания и выбора правильного ответа должно составлять приблизительно одну минуту.
Задания, требующие выполнения сложных многоступенчатых расчетов, на выполнение которых необходимо затратить не менее 5–10 минут, для компьютерного тестирования малопригодны.