Элемент курса «Лекция» предоставляет собой серию HTML-страниц, соединенных заданными переходами.
Имеется два основных типа страниц лекции:
Информационные страницы лекции могут содержать не только текст, таблицы, математические и химические формулы, гиперссылки, но и разнообразный мультимедийный контент: картинки, аудио- и видеофайлы, встроенные файлы H5P.
Вся лекция или определённая её часть (подтема) обычно заканчивается одним или несколькими вопросами (заданиями в тестовой форме). Каждый ответ на вопрос связан с переходом. Переход может быть относительным (например, «Следующая страница» или «Предыдущая страница») или абсолютным (с указанием любой из созданных страниц лекции).
Таким образом, основное различие между лекцией и другими элементами и ресурсами курса связано с её адаптивностью: каждый выбор студента может сопровождаться соответствующими комментариями преподавателя и отсылкой студента на различные страницы в этой лекции.
С таким планированием лекция представляет теоретический материал и контрольные задания для проверки его усвоения для каждого студента в автоматическом режиме, без дополнительных действий со стороны преподавателя.
Элемент курса «Лекция» — оцениваемый. В итоге прохождения лекции и выполнения промежуточных заданий студент получает соответствующий балл и вносит вклад в свою итоговую оценку по курсу.
Готовится.
Зайдите на главную страницу нужного вам курса, щёлкнув по его названию в списке доступных курсов.
Перейдите в режим редактирования: нажмите на кнопку «Режим редактирования» в правом верхнем углу страницы. Когда режим редактирования включен, то серый кружок находится справа:
Нажмите на кнопку «Добавить элемент или ресурс» в том разделе курса, где вы хотите добавить лекцию.
В появившемся окне во вкладке «Элементы курса» выберите элемент «Лекция».
5. Настройте Лекцию:
1) В разделе «Общее» укажите название лекции – этот текст будет сформирован в ссылку, щёлкнув которую учащиеся попадут на первую страницу вашей лекции; поэтому полезно задать ей точное имя. Обычно это номер и тема лекции. В окошке «Описание» добавьте поясняющий текст, например план лекции, основные понятия, которые будут рассмотрены.
2) В разделе «Внешний вид» задайте настройки:
NB! Вы можете изменить эту настройку в любое время.
3) В разделе «Доступность» настройте дату и время начала и окончания вашей лекции, а также другие параметры.
Если параметр включен, то пользователь мобильного приложения сможет загрузить лекцию и пройти её даже при отсутствии соединения. При этом также окажутся загруженными все возможные (в том числе и правильные) ответы.
NB! Невозможно разрешить прохождения лекции в автономном режиме, если для неё задано ограничение по времени.
4) В разделе «Контроль прохождения» настройте следующие параметры:
NB! Не делайте этого, если используете вопросы, требующие написания эссе.
Настройка «Максимальное количество попыток ответа на вопрос» предназначена для того, чтобы не дать студенту «зависнуть» на одной странице, без конца вводя или выбирая неправильный ответ. При превышении установленного числа попыток эта опция не позволит начислять баллы в итоговую оценку за этот вопрос.
Действие после правильного ответа – выберите из выпадающего списка вариант, куда отправить студентов после того, как они правильно ответили на вопрос:
Количество показываемых страниц – рекомендуется оставить значение по умолчанию – 0, что означает, что все страницы показываются в лекции.
Этот параметр применим только для лекций со страницами, отображаемыми в случайном порядке, когда параметр «Действие после правильного ответа» установлен на «Показать непросмотренные страницы» или «Показать страницы с пропущенным ответом». Установка этого параметра в ненулевое значение указывает число страниц, после которого будет достигнут конец лекции и студенту будет показана оценка.
Если для этого параметра установлено значение, превышающее число страниц лекции, тогда конец лекции будет достигнут после показа всех страниц.
5) В разделе «Оценка» настройте следующие параметры:
Тип оценки – выберите из выпадающего списка «Балл».
Установите максимальную оценку и проходной балл в соответствующие окошки.
Категория оценки – определяет категорию в журнале оценок, в которой размещаются оценки этого активного элемента. В выпадающем списке названия категорий появляются только после того, как они были настроены в Журнале оценок. В противном случае остается вариант «Без категории».
Тренировочная лекция – оставьте «Нет» (по умолчанию) или установите «Да», если вам нужно, чтобы студенты изучили материалы лекции и ответили на встроенные вопросы, но при этом оценки не влияли на итоговый балл за весь курс. Тренировочная лекция не отображается в журнале оценок.
Баллы за каждый вариант ответа – выберите «Да». Эта опция позволит вам определить оценку за каждый ответ в вопросе. Ответы могут иметь отрицательные или положительные значения оценки. Для импортированных вопросов автоматически будет задана 1 для правильных ответов и 0 для неправильных, но это можно будет изменить после импорта.
Разрешить повторное прохождение – выберите из выпадающего списка «Да», если вы хотите, чтобы ваши студенты могли проходить лекцию более одного раза.
Обработка результатов попыток – этот параметр появляется после разрешения повторного прохождения лекции и определяет, какой будет оценка за все попытки выполнения: средней или максимальной. Эта опция может быть изменена в любое время.
Минимальное количество вопросов – оставьте по умолчанию значение 0 или выберите из раскрывающегося списка минимальное число вопросов, которые будут использоваться для расчёта итоговой оценки. Студентам будет сообщено, на сколько вопросов они уже ответили, и на сколько ещё вопросов им надо ответить.
Если вы используете эту настройку, то добавьте пояснение в начале лекции, чтобы студенты знали, минимум на сколько вопросов они должны ответить. Например: «В этой лекции вы должны попытаться ответить по меньшей мере на 20 вопросов. При желании вы можете ответить более чем на 20 вопросов, однако, если вы ответите меньше, чем на 20 вопросов, то ваша оценка будет рассчитана так, как если бы вы ответили на 20».
6) В разделе «Общие настройки модуля» настройте следующие параметры:
7) В разделе «Ограничение доступа» при необходимости можно настроить ограничения или наборы ограничений по дате (начальной и конечной), оценке, по принадлежности к группе, по данным из профиля пользователя, по выполнению элементов курса (см. подробную инструкцию «Ограничение доступа»).
Завершите редактирование настроек лекции, нажав на кнопку «Сохранить и показать», чтобы перейти к добавлению содержимого лекции. Если вы щёлкнете «Сохранить и вернуться к курсу», то попадете на главную страницу курса, с которой также можно зайти в редактирование, как содержимого, так и настроек лекции. Для этого нужно щёлкнуть на ссылку-название лекции.
На загрузившейся странице редактирования лекции создайте страницы лекции с теоретическими материалами и контрольными вопросами или тестами. Как это сделать, см. ниже – «Разработка содержания лекции».
Выйдите из режима редактирования, щёлкнув по кнопке «Режим редактирования» в правом верхнем углу страницы. Когда режим редактирования выключен, серый кружок находится слева.
Лекция состоит из страниц, которые могут иметь содержимое, которое студенту нужно прочитать, и вопросы, на которые нужно ответить. Вопросы могут быть созданы преподавателем непосредственно в самой лекции или импортированы из уже существующего файла. Преподаватель определяет порядок, в котором появляются страницы и вопросы, а также переходы между страницами. Вам нужно заранее ясно представить себе, какой сценарий вы хотите реализовать в своей лекции:
Зайдите на страницу редактирования лекции, щёлкнув по её названию на главной странице курса. Эта же страница загружается сразу после создания макета лекции и настройки её параметров, если нажать на кнопку «Сохранить и показать». На этой странице осуществляется добавление содержимого лекции (контента) и тестовых заданий различной формы (вопросов).
Нажмите на ссылку «Добавить информационную страницу / оглавление раздела», чтобы создать страницу, на которой можно разместить информацию, нужную для изучения и продвижения по лекции, не требуя от студента ответа на конкретные вопросы. Студент видит заголовок страницы, некоторую информацию и затем одну (или более) кнопку внизу для выбора. Когда студент щёлкнет по кнопке, он перейдёт на следующую страницу, но его выбор не оценивается.
Отредактируйте страницу в открывшейся форме.
Заголовок страницы будет отображаться вверху страницы при просмотре лекции. Преподаватель также увидит этот заголовок в режиме свёрнутого редактирования, когда он работает по этой лекции, а также в дальнейшем – в выпадающем меню, позволяющем выбирать нужные страницы при настройке переходов между ними.
2) Настройте кнопки и переходы между страницами лекции:
В описании Содержимого 1 задайте название будущей кнопки, например, «Далее» или «Продолжить» и настройте переход для этой кнопки, выбрав из раскрывающегося меню «Следующая страница».
В описании Содержимого 2 задайте название кнопки, например, «Назад» или «Вернуться» и настройте переход для этой кнопки, выбрав из раскрывающегося меню «Предыдущая страница». Обратите внимание, что на первой странице лекции эту кнопку настраивать не нужно!
Преподаватель может пометить «галочкой» специальное окошко, чтобы кнопки выстроились горизонтально внизу страницы, или убрать «галочку», чтобы они расположились вертикально (см. рисунок).
В дальнейшем, когда лекция будет содержать несколько добавленных в неё страниц, их названия появятся в выпадающем меню и будут доступны для выбора и настройки переходов. Можно настроить переходы к конкретным темам, а также в начало лекции, в конец лекции и т.д. Когда студент щёлкнет по кнопке описания, он автоматически будет перенаправлен на страницу, связанную с этой кнопкой.
Число доступных опций для настройки кнопок-переходов между страницами лекции зависит от установленного вами значения для параметра «Максимальное количество ответов/переходов» в настройках внешнего вида лекции. Это значение вы всегда можете изменить.
Название добавленной страницы появится на странице редактирования лекции. Справа от названия страницы расположены пиктограммы для выполнения следующих действий с этой страницей: переместить страницу, редактировать, дублировать, предварительный просмотр и удаление страницы. Далее можно продолжить добавление страниц лекции, развернув меню добавления новой страницы и выбрав в списке пункт «Добавить информационную страницу/оглавление раздела», либо перейти к добавлению вопросов.
Возможны два варианта добавления заданий в лекцию:
NB! Необходимо помнить, что вопросы, добавленные в лекцию, никоим образом не связаны с вопросами, загруженными в Банк вопросов курса и используемыми в тестировании!
На странице редактирования лекции, справа от темы, после которой вы хотите вставить контрольный вопрос, разверните меню добавления новой страницы и выберите пункт «Добавить страницу с вопросом»
Выберите тип вопроса и нажмите на кнопку «Добавить страницу с вопросом».
Типы вопросов, которые можно добавить в лекцию:
Если эссе является основным и единственным оцениваемым заданием вашей лекции, предпочтительно использовать вместо интерактивной лекции элемент курса «Задание», а материалы лекции выложить в виде HTML-страницы или файла.
Установите флажок для опции «Множественный ответ», если тестовое задание имеет более одного варианта правильного ответа.
Напоминаем, что количество ответов и, соответственно, комментариев задается параметром «Максимальное количество ответов/переходов» в настройках внешнего вида лекции.
4) Настройте для каждого варианта ответа Переход в зависимости от правильности ответа. Например, для правильных ответов выберите из раскрывающего списка страниц лекции опцию «Следующая страница», а для неправильных ответов – страницу лекции, на которой размещена информация, которую студент должен знать, чтобы верно ответить на вопрос.
Пример настройки правильного ответа
Пример настройки неправильного ответа
Название добавленной страницы с вопросом появится на странице редактирования лекции. С помощью пиктограмм справа от названия страницы с вопросом можно выполнить те же действия, что и со страницей контента: переместить страницу, редактировать, дублировать, предварительный просмотр и удаление страницы.
Кластер является группой страниц вопросов, которые случайным образом предлагаются студенту в процессе работы над лекцией.
На странице редактирования лекции, справа от темы, после которой вы хотите вставить контрольный вопрос, разверните меню добавления новой страницы и выберите пункт «Добавить кластер»
На странице редактирования лекции появится добавленный кластер. Нажмите на пиктограмму в виде шестерёнки, чтобы перейти в редактирование кластера.
В открывшейся форме заполните поля Заголовок и Содержание страницы кластера, задайте Переход к непросмотренному вопросу или к Вопросу 1 из кластера (после того, как вопросы будут загружены). Нажмите на кнопку «Сохранить страницу».
После сохранения изменений страница с кластером принимает следующий вид:
Зайдите непосредственно в созданную страницу кластера, щёлкнув по названию (на рисунке – это «Вопросы к Теме 2»), и добавьте вопросы в кластер.
Используя кнопки с соответствующим названием, можно осуществить:
Импортирование вопросов целым списком возможно точно так же, как и при создании Банка вопросов во встроенной тестовой системе портала. Для этого необходимо подготовить файл для импорта в формате GIFT (см. Инструкцию ) или в других форматах, например, Moodle XML
Последовательность действий при импорте вопросов в кластер:
Обратите внимание, что часть формулировки вопросов автоматически скопирована в название вопроса, а все вопросы расположены в алфавитном порядке их заголовков. При необходимости, отредактируйте заголовки вопросов, например, пронумеровав их.
После редактирования переходов список вопросов кластера будет выглядеть примерно так:
Таким образом, при прохождении лекции студентам будут предъявляться одни и те же вопросы, но в разной последовательности.
После окончания загрузки в лекцию страниц с контентом и страниц с вопросами, чтобы привести лекцию к завершению, в настройке переходов последней страницы лекции для кнопки-перехода «Далее» (на рисунке это – «Содержимое 2») выберите опцию «Конец лекции» из выпадающего меню. Можно дать этой кнопке соответствующее название, например, «Завершение лекции».
Студент при нажатии кнопки увидит универсальное сообщение с направлением на основную страницу курса или на просмотр журнала оценок.
Лекция открывается в режиме предварительного просмотра для преподавателя. Однако, она не покажет результатов итогового оценивания, если преподаватель не переключит свою роль на роль студента.
Кнопка «Редактировать лекцию» – позволяет преподавателю внести изменения в содержание лекции сразу после того, как она была создана. Существуют два режима редактирования:
«Оценить эссе» – Все задания типа эссе, которые были загружены в эту лекцию, могут быть доступны и оценены здесь преподавателем вручную.
«Настройки» – вкладка для перехода к редактированию общих настроек лекции (см. Добавление лекции в курс, п. 5)
«Отчёты» – вкладка отчётов, которая показывает выполнение студентами лекции. В левом верхнем углу страницы с отчетами в выпадающем списке можно выбрать формат отчёта: «Обзор» или «Подробная статистика».
На странице отчёта «Обзор» выведен список всех студентов, выполнявших интерактивную лекцию, включая все попытки (если разрешено более одной), даты и точное время начала выполнения, продолжительность выполнения лекции и результаты.
Щелчком по конкретной попытке студента, преподаватель может просмотреть ответы студентов на конкретные вопросы. Можно удалить попытку студента пройти лекцию, отметив её галочкой в соответствующем окошке и выбрав далее из выпадающего меню «Удалить выделенные».
На этой же странице можно также увидеть общую статистику лекции:
На странице отчёта «Подробная статистика» приводится статистика ответов группы (класса) на каждый из вопросов лекции (см. пример на рисунке).
NB! Лекция, которая должна быть оценена, должна иметь как минимум один вопрос, за который студент может получить итоговую оценку. Оценки вычисляются после завершения лекции студентом и сохраняются для каждой попытки. Если в настройках лекции задан наивысший балл, то в журнал оценок попадает именно он.
Благодаря своей «ветвящейся» природе, элемент курса «Лекция» подходит широкому множеству действий, не все из которых нужно оценивать. Кроме простой работы над рядом страниц вопросов, существуют ещё и другие возможности:
Вы придумали и/или уже используете какие-нибудь другие хорошие идеи? Пожалуйста, поделитесь ими с коллегами! :-)